Главная >> Начальное образование >> Нормативно-правовая база >> Методические рекомендации для организации обучения учащихся по программе специальных (коррекционных) школ VIII вида в общеобразовательной школе

Баннер

Баннер

Warning: mysql_query() [function.mysql-query]: Unable to save result set in /var/www/apache2/html/site_roo/includes/database/database/database.php on line 319
Методические рекомендации для организации обучения учащихся по программе специальных (коррекционных) школ VIII вида в общеобразовательной школеПечатьE-mail
09:09:2009 г.

Методические рекомендации для организации обучения учащихся по программе специальных (коррекционных) школ VIII вида в общеобразовательной школе


Сековец Людмила Сергеевна, доктор педагогических наук, профессор,
  заведующая кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии Нижегородского института развития образования, Терехова Анна Владимировна, главный специалист отдела дошкольного и общего образования Департамента образования Нижегородской области

  

  В целях оказания психолого-педагогической поддержки обучающихся с особыми образовательными потребностями в классах возрастной нормы общеобразовательной школы разработаны рекомендации, определяющие подходы к нормативно-правовому регулированию образовательной деятельности, организации учебного процесса, содержание и формы обучения обучающихся по программам специальной (коррекционной) школы восьмого вида. 

Нормативные документы муниципального и школьного уровня, посвященные организации обучения детей с особыми образовательными потребностями в классах возрастной нормы общеобразовательной школы

Для реализации права детей с особыми образовательными потребностями на получение специального образования на уровне управления образования администрации муниципального района и городского округа при выявлении таких учащихся должно быть разработано и утверждено «Положение об интегрированном обучении детей с особыми образовательными потребностями в классах возрастной нормы общеобразовательной школы» (далее — положение), в котором предусмотрена надбавка к должностным окладам из надтарифного фонда оплаты труда педагогических работников.

В уставе образовательного учреждения должно быть закреплено право на ведение педагогической деятельности по программе специальных (коррекционных) школ восьмого вида. В разделе устава «Основные характеристики образовательного процесса» в соответствии со статьей 50 п. 4 Закона РФ «Об образовании» необходимо указать, что в образовательном учреждении предусматривается разработка индивидуальных учебных планов и программ для обучения учащихся с особыми образовательными потребностями в классах возрастной нормы.

В приложении к лицензии указывается образовательная программа, по которой осуществляется обучение учащихся с особыми образовательными потребностями.

Для организации образовательного процесса с такими учащимися необходимо:

• наличие материально-технической базы для обеспечения учебного процесса по предметам «Социально-бытовая ориентировка», «Трудовое и профессиональное обучение» и для проведения ЛФК;

• специальное оборудование для кабинетов логопеда и психолога;

• наличие специальных учебников и учебно-методических пособий;

• регулярное проведение повышения квалификации учителей по программе коррекционно-развивающего обучения в объеме не менее 72 часов.

Образовательное учреждение имеет право выдавать документ государственного образца (свидетельство об окончании специального (коррекционного) класса восьмого вида в общеобразовательной школе) при условии прохождения аттестации и наличии свидетельства о государственной аккредитации по данному виду программ.

Перевод учащихся на обучение по программе специальной (коррекционной) школы восьмого вида осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии областного, городского, районного и межрайонного уровня. Родители (законные представители) дают письменное согласие на обучение своего ребенка по специальной (коррекционной) программе восьмого вида.

С родителями обучающихся по специальной (коррекционной) программе восьмого вида заключается родительский договор об обязанностях и правах всех участников образовательного процесса. Для обеспечения психолого-педагогического сопровождения заключается договор (заявление) на проведение диагностического обследования и дальнейшего составления индивидуального психолого-педагогического маршрута.

 

Организация образовательного процесса учащихся с особыми образовательными потребностями в классах возрастной нормы

Для организации образовательного процесса учащихся с особыми образовательными потребностями в классах возрастной нормы в соответствии с региональным базисным учебным планом для специальных (коррекционных) школ (приказ Министерства образования и науки Нижегородской области от 04.03.2005 № 57) разрабатывается индивидуальный учебный план, который утверждается директором школы и согласуется с ее учредителем. При этом обязательным является выполнение федерального и национально-регионального компонентов базисного учебного плана.

Учебные занятия проводятся по индивидуальному расписанию. Расписание уроков интегрируется в соответствии с индивидуальным учебным планом для учащегося с особыми образовательными потребностями. Например, вместо уроков физики, химии, иностранного языка в общеобразовательном классе для таких учащихся планируются уроки трудового обучения, которые проводятся по расписанию уроков технологии в другом общеобразовательном классе. Учащийся может приходить на урок технологии в другой класс и выполнять индивидуальное задание в соответствии со своей программой обучения.

Начиная с 7-го класса школе необходимо обеспечить профильное трудовое обучение и профессиональное обучение учащихся с особыми образовательными потребностями. Выбор профилей осуществляется в соответствии с программой специальных (коррекционных) школ восьмого вида.

При совпадении предметов в расписании для учащихся с особыми образовательными потребностями содержание программного материала адаптируется в соответствии с программой специальных (коррекционных) школ восьмого вида. Коррекционные занятия (СБО, ритмика, развитие речи и ознакомление с окружающим) проводятся по индивидуальному графику до начала учебных занятий с классом возрастной нормы или после уроков.

Индивидуальные коррекционные занятия по коррекции недостатков устной и письменной речи, развитие психомоторных и сенсорных процессов, ЛФК проводятся за сеткой часов, после динамической паузы в режиме дня. Индивидуальные занятия проводятся в соответствии со специально разработанным графиком их проведения.

Оценка знаний проводится в соответствии с методическими требованиями, предъявляемыми к учащимся специальных (коррекционных) школ восьмого вида.

 

Критерии к оценке знаний, умений и навыков учащихся с особыми образовательными потребностями

По уровню обучаемости, проявляющейся в овладении знаниями, умениями и навыками по тем или иным предметам, учащиеся могут быть разделены на четыре типологические группы.

Первую группу составляют дети, которые в целом правильно решают предъявляемые им задания. Они наиболее активны и самостоятельны в усвоении программного материала.

Вторую группу характеризует замедленный темп продвижения в овладении знаниями, умениями и навыками. Они успешнее реализуют знания в конкретно заданных условиях, так как самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены.

Третья группа учащихся отличается пассивностью, инертностью психических процессов, нарушениями внимания, что приводит к разнообразным ошибкам. Как правило, эти ученики обучаются по сниженной программе специальных (коррекционных) школ восьмого вида по всем предметам.

Четвертая группа характеризуется тем, что дети обучаются по индивидуальным программам. Для них обозначается система минимальных знаний, обеспечивающих усвоение основ письма, простейшего счета и чтения. Обучать таких детей необходимо в целях их социальной поддержки.

Формы опроса учащихся в классе:

• письменный;

• устные ответы;

• работа по индивидуальным карточкам.

Индивидуальные коррекционные занятия и предметы коррекционной подготовки носят безоценочный характер. Качество усвоения их обучающимися осуществляется на основе диагностики в начале, середине и конце учебного года. Диагностику усвоения знаний, умений и навыков проводят педагоги, осуществляющие психолого-педагогическое сопровождение учащихся.

При отсутствии положительной динамики обучения и не менее двух неудовлетворительных оценок в конце учебного года ставится вопрос о направлении школьника на заседание психолого-медико-педагогической комиссии для уточнения диагноза и изменения уровня программы обучения.

К итоговой аттестации (экзамен по трудовому обучению) допускаются учащиеся, изучавшие трудовой профиль не менее двух лет.

Количественный показатель текущего, промежуточного и итогового контроля освоения программ по предметам учебного плана (отметки) выставляются в классном журнале обучающихся по программе специальных (коррекционных) школ восьмого вида.

 

 

© Журнал «Практика административной работы в школе», № 1, 2008