Главная >> Дошкольное образование >> В помощь воспитателю >> Диагностика детей старшего возраста по разделу программы "Обучение грамоте"

Баннер

Баннер

Warning: mysql_query() [function.mysql-query]: Unable to save result set in /var/www/apache2/html/site_roo/includes/database/database/database.php on line 319
Диагностика детей старшего возраста по разделу программы "Обучение грамоте"ПечатьE-mail
13:12:2009 г.

Диагностика детей старшего возраста по разделу программы "Обучение грамоте"

 

ФИО

1. Умение делить слова на слоги

2. Умение называть слова с заданным звуком

3. Умение проводить звуковой анализ слова

4. Умение различать согласные звуки: твёрдые и мягкие

5. Умение понимать роль звука в слове

6. Умение вычленять ударение, определять его место в слове.

7. Умение различать слово и предложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диагностические методики

1. Ребёнку предлагается подобрать слова, в которых один, два и три звука. Если ребёнок затрудняется, ему предлагаются предметные картинки. Даётся задание разложить картинки на три части. В первой - слова с одним слогом, во второй - слова с двумя слогами, в третьей - с тремя. Слова: мак, мел, стол; лампа, лужа, книга; машина, рябина, малина.

  • Ребёнок самостоятельно выполняет задание без опоры на наглядность или с помощью карточек, но без ошибок или исправляет их самостоятельно. 
  • Ребёнок выполняет задание с помощью карточек, прибегая к помощи воспитателя. 
  • Ребёнок не справляется с заданием. 

2. Ребёнку даётся задание: Давай будем называть по очереди слова, которые начинаются со звука "р", потом со звука "рь".

  • Ребёнок правильно выполняет задание. 
  • Ребёнок выполняет задание, но допускает ошибки, самостоятельно исправляя их. 
  • Справляется с заданием с помощью воспитателя. 

3. Ребенку предлагается карточка с изображением розы и клеточки по числу звуков

Сколько клеточек нарисовано внизу рисунка? (Четыре). Что обозначает каждая клеточка? (Звук). Сколько звуков в этом слове? (Четыре). Какие звуки в этом слове можно долго тянуть, петь, громко кричать и при этом во рту ничего не мешает? ("о"; "а"). Как называются такие звуки? (Гласные). Какой фишкой обозначаются? (Красной). Найди место гласных звуков в слове и обозначь их фишками. Какие звуки в этом слове нам мешают произносить зубы и язык? ("д"; "м"). Как называются звуки, которые нельзя пропеть, прокричать? (Согласные). Какой фишкой обозначается согласный звук? (Серой). Найди место согласных звуков в слове и обозначь серыми фишками.

  • Ребёнок самостоятельно и правильно проводит звуковой анализ слова. 
  • Ребёнок справляется с заданием с небольшой помощью взрослого. 
  • Ребёнок справляется с заданием при активной помощи взрослого или не справляется совсем. 

4. Вниманию ребёнка предлагается две картинки - с изображением луны и лисы. Воспитатель спрашивает: Какой первый звук в слове лиса ? ("ль"). Какой первый звук в слове луна? ("л"). Какие это звуки? (Это звуки-братцы; если ребёнок забыл, то воспитатель помогает ему вспомнить этот термин). Назови большого братца ("л"). Как ещё называем большого братца? (твёрдый согласный). Фишкой какого цвета обозначает твердый согласный звук? (синей). Назови маленького братца ("ль"). Как мы его ещё называем? (мягкий согласный). Какой фишкой его обозначаем? (зелёной). Обозначь твёрдые звуки в этих словах фишками синего цвета, а мягкие - зелёными. Назови парные звуки этих согласных.

  • Ребёнок самостоятельно проводит звуковой анализ слова; если допускает ошибки, то исправляет их самостоятельно. 
  • Ребёнок справляется с заданием с помощью взрослого. 
  • Ребёнок справляется с заданием при активной помощи взрослого или не справляется совсем. 

5. Задание: Найти звук, который заблудился.

Синеет море перед нами,

Летают майки над волнами.

Как надо было сказать? (Чайки). Какой звук заблудился? ("ч").

 

На глазах у детворы

Красят крысу маляры.

Как надо было сказать? (Крышу). Какой звук заблудился? ("с").

 

Тает снег, бегут ручьи,

На ветвях сидят врачи.

Как надо было сказать? (Грачи). Какой звук заблудился? ("г").

  • Ребёнок правильно справляется с заданием, сразу нашёл заблудившийся звук. 
  • Ребёнок с правился с заданием, но не очень быстро. 
  • Ребёнок справился с заданием с помощью воспитателя. 

6. Задание: произнеси слово игла так, чтобы я в нём услышала ударный гласный звук. Поставь фишку над ударным звуком. Затем воспитатель переставляет фишку (теперь она стоит над звуком "и"). Предлагает прочитать ребёнку слово с перенесённым ударением. Так говорят? Исправь мою ошибку - поставь нужный звук под ударение (ребёнок должен передвинуть фишку) и произнеси слово, чтобы было правильно.

  • Ребёнок правильно справляется с заданием без ошибок. 
  • Ребёнок справляется с заданием с помощью проб и ошибок; при небольшой помощи воспитателя. 
  • Ребёнок справляется с заданием при активной помощи воспитателя или не справляется совсем. 

7. Воспитатель показывает картинку с изображением белки. Кто здесь нарисован? (Белка). Что ты сейчас сказал? (Слово белка ). Придумай предложение со словом белка .

  • Ребёнок различает понятия "слово" и "предложение"; понимает, что в предложении содержится какая-либо мысль (У белки пушистый хвост; Белка грызёт орешки и т. д.). 
  • Ребёнок справляется с заданием с небольшой помощью взрослого - взрослый подсказывает, что в предложении рассказывается о чём-либо. 
  • Ребёнок справляется с заданием составить предложение только по образцу воспитателя. 
Уровни освоения программы

НИЗКИЙ - Ребёнок пассивен в работе со звуками. Не владеет основными качественными характеристиками звуков в слове.

СРЕДНИЙ - Ребёнку нравится выполнять задания со звуками. Ребёнок допускает ошибки в работе со звуками, но исправляет их с небольшой помощью взрослого.

ВЫСОКИЙ - Ребёнок активен при выполнении заданий со звуками. Самостоятелен при выполнении заданий. Владеет средствами звукового анализа слов, определяет основные качественные характеристики звуков в слове (гласный-согласный, твёрдый-мягкий, ударный-безударный гласный, место звука в слове).