Главная >> Информатизация образования >> Нормативная документация >> Итоги информатизации системы образования Шарлыкского района за 2012 год

Баннер

Баннер

Warning: mysql_query() [function.mysql-query]: Unable to save result set in /var/www/apache2/html/site_roo/includes/database/database/database.php on line 319
Итоги информатизации системы образования Шарлыкского района за 2012 годПечатьE-mail
20:02:2013 г.

Первоочередными задачами информатизации системы образования района в 2012 году были:

1.   Формирование информационно-технологической инфраструктуры районной системы образования, предоставление на её основе качественных образовательных услуг и обеспечение высокого уровня их доступности за счет оснащения образовательных учреждений информационно-коммуникационным оборудованием — современными компьютерами, мультимедийным, и интерактивным оборудованием, создания ЛВС образовательных учреждений;

2.   Обеспечение доступа образовательных учреждений к сети Интернет, стимулирование и организация массового и эффективного использования ИКТ в образовательной деятельности, внедрение в учебный процесс обучающих программ и электронных образовательных ресурсов в основных предметных областях;

3.   Исключение нелицензионного использования программного обеспечения;

4.   Повышение квалификации педагогов в области информатизации образования (методическая поддержка, повышение квалификации, переподготовка);

5.   Повышение эффективности управления образованием на основе ИКТ;

6.   Обеспечение доступности информации о деятельности ОУ в сети Интернет;

7.   Создание системы дистанционной поддержки образовательного процесса, ориентированной в первую очередь на детей-инвалидов и детей, не имеющих возможности посещать образовательные учреждения, одаренных и мотивированных к дальнейшему продолжению обучения детей.

            Информационно-технологическая инфраструктура системы образования в целом по району в последние годы заметно не меняется из-за отсутствия массового поступления компьютерной техники в школы, но в некоторых школах в 2012 году поступление оборудования имело место. В конец 2012 года в школах района 278 компьютеров, из них используются в образовательном процессе 196. Уровень оснащенности по району составляет 9,4 учащихся на 1 компьютер. В каждом ОУ имеются мультимедиапроекторы, их в районе 37; в 9 ОУ интерактивное оборудование. В 2012 году поступило оборудование на сумму 1235, 5 тыс. рублей: в Дубровской СОШ приобретено 5ПК, 1 мультимедиапроектор; в Шарлыкской СОШ №1- 4 ПК, 1 ноутбук, 1 мультимедиапроектор, 1 интерактивная доска; в Шарлыкской СОШ №2 - 2 ноутбука, 2 мультимедиапроектора, 2 интерактивных доски; в Новоархангельской ООШ - 6 ноутбуков, 3 мультимедиапроектора. В 3 школы: Богородская, Новоникольская, Шарлыкская СОШ №1 поступили программно-аппаратные комплексы для учителя с интерактивной доской. К сожалению, большая часть компьютеров устаревает, так 28% компьютеров приобретено до 2006 года, около половины - до 2008 года. 31 ПК на сегодня не занято ни в каких видах деятельности, подлежат списанию.

Все образовательные учреждения имели доступ к сети Интернет. На услуги доступа к сети Интернет в 2012году выделено 238,39 тыс. рублей.  К сожалению, большинство школ имели доступ на скорости до 256 Кбит/с. В следующем году планируется переход 50% школ на другой тарифный план - на скорости не ниже 512 Кбит/с, 2 школы - 13% на тарифный план 2Мб/с. К сети Интернет подключены 166 компьютеров, 64% всего компьютерного парка района. В прошедшем учебном году, все ОУ пользовались программным обеспечением Киндер Гейт-контентной фильтрации, позволяющей ограничивать доступ учащихся к информации, не связанной с вопросами воспитания и образования. Решается вопрос с ОАО «Ростелеком» о подключении ОУ к опции «белых» и «черных» списков, которая позволит фильтровать не нужные сайты.

Определенная работа отводится обеспечению лицензионной чистоты программного обеспечения в образовательных учреждениях. В 2012 году приобретено лицензий на OC Windows на 90 машин, с учетом того, что 50% ПК в районе перешли на ОС Linux. Лицензии приобретены на сумму 42,91 тыс. руб.

В 2012 году в школах района активизирована работа по внедрению в образовательный процесс пакета свободного программного обеспечения. Во всех образовательных учреждениях используется разработанный пакет свободного программного обеспечения не менее чем на 50% имеющихся персональных компьютеров. Положительный опыт по работе с ОС Линукс у нас имеется в Шарлыкской СОШ №2 (уч. Галеева Н.А., Вязовик Т.А.), Дубровской (уч. Скрыпцова Ю.А.), Шарлыкской СОШ №1 (уч. Обухова М.С.), Богородской СОШ (уч. Кательникова Н.А.). Сложнее будет перевести остальные ПК на СПО, так как необходимое программное обеспечение под принтеры, сканеры, проекторы еще нужно приобрести или найти в Интернете. Но ещё большая проблема - психологический барьер со стороны учителей и администрации по поводу перехода на СПО. Хотя и обучение работе с СПО было организовано в прошлом году, многие учителя школ не хотят переломить сложившийся стереотип.

В районе реализуются различные проекты по профессиональному развитию педагогов в области применения ИКТ, по информатизации образовательного процесса и управленческой деятельности. Развиваются дистанционные формы повышения квалификации педагогических и руководящих работников, формируется опыт создания сетевых педагогических сообществ. В 2012 году в очно-дистанционной форме прошли обучение 64 педагога района, из них 57 учителей разных предметов обучены в рамках мероприятия Министерства образования и науки Российской Федерации «Повышение квалификации специалистов сферы образования в области использования электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе». В районе действовала тьюторская обучающая площадка. Тьютор Иванова Т.М., учитель истории Богородской СОШ, проводила очный модуль курсов «Использование ЭОР в образовательном процессе по истории». На сегодняшний момент 86% учительского состава района владеют ИКТ и активно используют их в профессиональной деятельности: пользуются электронной почтой, владеют навыками работы в Интернете, создают проекты с помощью ИКТ, презентации к урокам. В Дубровской, Илькульганской, Новомусинской, Ратчинской,  Новоархангельской, Парадеевской школах почти все учителя используют на своих уроках ИКТ. На проводимом у нас в районе в апреле 2012года областном семинаре Ценральной зоны выпускников программы Интел «Обучение для будущего» мы увидели новый подход к проектной деятельности с использованием сетевых серверов. Это уже более высокие технологии, позволяющие в сетевом режиме создавать, общаться, исследовать. Проекты «Святые пещеры: прошлое и настоящее», авторы Краснова В.И., Скрыпцова Ю.А. из Дубровской СОШ, и «Воздух - хаос или гармония» - автор Дубинина Е.А. из Шарлыкской СОШ №2 были лучшими на конкурсе.

Но, вместе с тем, мы не можем сказать, что использование информационно-коммуникационных технологий оказало заметное влияние на повышение эффективности учебного процесса. Одна из главных причин в том, что информатизация образования стала не для всех учителей потребностью, а затем и способом совершенствования профессиональной деятельности. Недостаточно участие педагогов района в сетевых сообществах, только учителя математики района создали свой сайт, лишь у 13 педагогов имеется личный сайт. Это говорит о недостаточном уровне активности учителей в профессиональном информационном пространстве.

Важной задачей школы сегодня является внедрение электронной системы предоставления государственных и муниципальных услуг в сфере образования. Постановлением правительства предоставление информации о текущей успеваемости учащихся, ведение электронного дневника и электронного журнала должно быть внедрено к 2013 году. В прошедшем году мы перешли на использование электронного журнала в программном комплексе «1С:ХроноГраф Школа2.5Проф» во всех ОУ. В декабре для 8 ОУ приобретено обновление программы до 3.0 и программа «3Т: Электронный журнал», позволяющая вести электронные дневники обучающихся на сайте. На приобретение программ потрачено 92 тыс.рублей. Остальные 8 школ работу по внедрению электронного дневника начали в информационной системе «Дневник.ру».

Нормой нашей профессиональной жизни становится информационная открытость школы, прозрачность ее деятельности, широкая информированность общественности об основных результатах и проблемах системы образования. В связи с этим в каждом образовательном учреждении имеется сайт школы. В прошедшем году много внимания уделялось приведению сайтов ОУ в соответствие с требованиями Закона об образовании и Постановления Правительства РФ от 18 апреля 2012 г. N 343 "Об утверждении Правил размещения в сети Интернет и обновления информации об образовательном учреждении". Мониторинг сайтов, проведенный в начале января показал, что часть школ ответственно подошли к формированию сайта. Сайты Новоникольской, Шарлыкской СОШ №1, Ратчинской СОШ набрали наибольший индекс по всем модулям мониторинга. Проблемами этого направления информатизации является недостаточная компетентность педагогов в вопросах создания и обновления сайтов. Поэтому в 1 квартале 2013 года планируется обучение на курсах педагогов по школьному сайтостроению.

Работа по формированию сети ОУ, имеющих доступ к Интернет-связи позволила использовать дистанционные технологии в учебном процессе общеобразовательных школ района Шарлыкской СОШ №2 и Дубровской СОШ для учащихся-инвалидов. Кроме этого организуется дистанционная подготовка выпускников к ЕГЭ в рамках работы очно-дистанционной школы «Ориентир» на сайте РМО учителей математики.

Традиционный конкурс творческих работ «ШарлыкИнфо» не теряет своей популярности. В этом году на конкурс представлено 35 работ. В сравнении с прошлыми годами расширяется диапазон творчества учащихся. Это уже не просто презентации с музыкой, это и обработанные в Фотошопе собственные фотографии, это и видиоклипы, фильмы, смысловые композиции. Привлекла внимание участников смысловая композиция «Я леплю из пластилина» Плетухиной Анастасии из Константиновской СОШ, в которой творчески воплотилось увлечение лепкой из пластилина и ИКТ. Ученица создала мультфильм со своими пластилиновыми зверьками. Особый интерес вызвал видеофильм «Святые пещеры: прошлое и настоящее» Никонова Николая из Дубровской СОШ, созданный по итогам нескольких экскурсий по святым местам. Этот фильм, не просто результат съемки пещер, это результат исследовательской, поисковой деятельности. Все большую популярность среди учащихся приобретает сайтостроение. На конкурсе представлено несколько информационных сайтов, а также личные сайты школьников. Отмечена работа в этом направлении учителя информатики Габбасовой З.А., учителя Казанской СОШ, под ее руководством учащимися создаются сайты не первый год, а в этом году отмечен информационный сайт «Нам есть, кем гордиться!» о герое–земляке Нектове П.В..

 

Направления работы:

1.   Продолжение работы по формированию современной информационно-технологической инфраструктуры ОУ;

2.   Осуществление перехода школ, имеющих технические возможности повышения скорости сети Интернет, на скорость не ниже 512 Кбит/с, а Шарлыкских СОШ до 2Мб/с;

3.   Обеспечение ОУ лицензионным программным обеспечением;

4.   Дальнейшее повышение квалификации учителей в области ИКТ;

5.   Создание условий для внедрения электронной системы предоставления государственных и муниципальных услуг в сфере образования: внедрить электронные дневники в каждой школе;

6.   Дальнейшая работа по повышению открытости и доступности информации об ОУ на сайте: регулярное обновление сайтов, проведение ежегодного конкурса сайтов;

7.   Повышение активности учителей в области применения ИКТ, участия в профессиональных конкурсах, сообществах и т.д.

8.   Активизация работы по повышению информационной культуры учащихся, привлечение их к участию в творческих конкурсах по ИКТ.

 

Н.Н. Торопчина, методист ИРЦ