Главная >> Методическая служба >> Методический калейдоскоп >> Из опыта работы >> Математика >> Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики

Баннер

Баннер

Warning: mysql_query() [function.mysql-query]: Unable to save result set in /var/www/apache2/html/site_roo/includes/database/database/database.php on line 319
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математикиПечатьE-mail
29:11:2011 г.

Активизация познавательной деятельности учащихся остаётся одной из вечных проблем педагогики. Ещё К.Д. Ушинский в своих трудах подчёркивал, что <не с курьёзами и диковинами науки должно в школе занимать дитя, а, напротив – приучить его находить занимательное в том, что его беспрестанно и повсюду окружает>.

Ф.И. Харламов познавательную активность трактовал как <интенсивную аналитика – синтетическую мыслительную деятельность учащегося в процессе изучения окружающего мира и овладения системой научных знаний>.

Г.И. Щукина рассматривает познавательную активность как <ценное и сложное личностное образование школьника, интенсивно формирующееся в школьные годы, которое выражает особое состояние школьника и его отношение к деятельности>.

Обращая на себя внимание, направленность перечисленных выше определений: они все характеризует позицию учащегося, поскольку речь идёт об их познавательной деятельности – это двусторонний процесс. Условия, активизирующие процесс познания, создаёт, прежде всего, учитель, а демонстрирует результат этих условий – собственно познавательную активность – ученик.

Сам процесс познания обычно представляют как последовательную цепь восприятие – запоминание – сохранение – воспроизведение – интерпретация полученных знаний.

Познавательная активность как личностное свойство, которое приобретается, закрепляется и развивается в особом образом организованном процессе познания с учётом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Активизация познавательных интересов основана на свойственной человеку врожденной познавательной потребности. Отсутствие интереса у школьников показатель серьёзных недостатков в организации обучения. На своём опыте я убедилась, что усвоение математических знаний происходит более активно и осознанно, если использовать разнообразные методы изложения и закрепления материала.

Познавательный интерес – это важнейший мотив учения школьников. Что в содержании урока вызывает интерес к нему? Прежде всего наличие новизны в учебном материале. Нередко тема урока математики сложна и абстрактна, материал представляется неинтересным. Поэтому с помощью проблемных вопросов, карточек – заданий, индивидуальных заданий и т.д. мы стараемся показать учащимся новизну.

Методика проведения игр на уроке математике.

В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития – писал В.А. Сухомлинский.

Игра – разновидность общественной практики, действенное воспроизведение жизненных явлений вне реальной практической установки. Она всегда выступает в двух временных измерениях в настоящем и в будущем, даря сиюминутную радость, а также она служит удовлетворением назревших актуальных потребностей личности. В ней моделируется жизненные ситуации, закрепляются свойства, качества, состояние, умения, необходимые личности для выполнения социальных, профессиональных и творческих функций.

По характеру игровой методики игры можно разделить на:

– предметные;

– сюжетные;

– ролевые;

– деловые;

– имитированные;

– игры – драматизации.

Специфику игрового метода обучения в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов настольные – комнатные, на местности, компьютерные с ТСО. В последние годы интерес к игровой деятельности снова возрастает. Это связано с тем, что решать некоторые учебные проблемы без участия игры невозможно. Помимо этого выросло целое поколение не владеющих полноценной игрой, что привело к наличию у них целого ряда трудностей. Ведь многие сущностные характеристики человека возникают и развиваются в игре. Кроме этого игра – это способ исследования и ориентации в мире, времени, пространстве, людях. Играя, дети, экспериментируют, обучаются. Поэтому на уроках математики я с учениками играю.

К игре, как любой форме, предъявляются психологические требования:

·          Как и любая деятельность, игровая деятельность на уроке должна быть мотивирована, а учащимся необходимо испытывать потребность в ней.

·          Важную роль играет психологическая и интеллектуальная готовность к участию в игре.

·          Для создания радостного настроения, взаимопонимания, дружелюбия учителю необходимо учитывать характер, темперамент, усидчивость, организованность, состояние здоровья каждого участника игры. Игровой метод относится к числу многоцелевых, предоставляя и нам – преподавателям, и ребятам широкие возможности для творчества. Целеполагание данного метода состоит в:

·         Формирование мотивации и познавательного интереса к математике.

·         Определение уровня обученности учащихся.

·         Оценке степени овладения материалом и переводе его из пассивного состояния – знания, в активное – умение.

·         Развитие коммуникативных умений, способности к восприятию, сопереживанию.

·         Развитии информационной культуры учащихся.

На уроках я использую следующие игры:

Для обобщения

Для изучения нового материала

Для закрепления знания

Счастливый случай

Найди ошибки

 

Ассорти (разноуровневые задания)

 

 

Математическое лото.

Крестики нолики

 

Кроссворды, математика в датах, в лицах.

Звёздный час

Игра путешествие

 

Включение в учебный процесс познавательных игр способствует раскрытию творческого потенциала, активизации мыслительной деятельности ребенка. А самое главное, игра должна быть такой, чтобы процесс был интересным, а результат полезным.

1.       Только стимулируя познавательную деятельность самих ребят, и повышая их собственные усилия в овладение знаниями на всех этапах обучения, можно добиться развития познавательного интереса к математике.

2.       В обучении надо активно работать над развитием всех учащихся, как сильных по успеваемости так и слабых.

3.       Использование рассмотренных приемов в учебном процессе способствует развитию познавательного интереса, углублению знаний учащихся по математике.

4.    Педагогическая теория приобретает действенную силу только тогда, когда она воплощается в методическое мастерство учителя и стимулирует это мастерство. Поэтому система методических средств и приёмов активизации познавательной активности школьников нуждается в практическом освоении каждым учителем, в выработке соответствующих умений и навыков.

 

Скачать: Конспект урока "Координатная плоскость"