Главная >> Методическая служба >> Методический калейдоскоп >> Из опыта работы >> Физика >> Описание методической системы учителя физики высшей категории МОУ «Шарлыкская СОШ №1» Кононовой Веры Васильевны

Баннер

Баннер

Warning: mysql_query() [function.mysql-query]: Unable to save result set in /var/www/apache2/html/site_roo/includes/database/database/database.php on line 319
Описание методической системы учителя физики высшей категории МОУ «Шарлыкская СОШ №1» Кононовой Веры ВасильевныПечатьE-mail
28:11:2011 г.

Ведущая педагогическая идея – Воспитывает не педагог, а собственная деятельность ученика, которую педагог организует.

Система моей работы основана на принципах развивающего обучения (научности, наглядности, доступности, системности, сознательности и активности, связи теории с практикой) направлена на создание условий для развития познавательной активности учащихся в процессе обучения физике, поэтому в основе преподавания предмета лежит деятельностный подход с использованием информационно-коммуникационных технологий и проблемного обучения.

Задачи, которые я перед собой ставлю:

1)       создать условия для формирования и развития творческой активности учащихся с учетом индивидуальных особенностей;

2)       систематизировать учебные знания учащихся для развития исследовательских умений в условиях адаптивной школы;

3)       разработать и внедрить систему внеурочных занятий по предмету для формирования профессиональных интересов учащихся и развития практической направленности предмета;

4)       создать систему работы с одаренными детьми;

5)       повышать собственный научный уровень в области преподавания физики, продолжать работу по совершенствованию ведущих подходов к обучению физике, пополняя накопленный методический и дидактический материал.

Познавательные интересы учащихся к физике складываются из интереса к явлениям, фактам, законам; из стремления познать их сущность на основе теоретического знания, их практическое значение и овладеть методами познания – теоретическими и экспериментальными, приближающимися в старших классах к методам науки. Познавательная направленность ученика носит избирательный характер. Когда те или иные понятия, предметы или явления представляются ему важными, имеющими жизненную значимость, тогда он с увлечением ими занимается, старается все это глубоко изучить. В противном случае интерес ученика будет носить случайный, поверхностный характер.

В своей педагогической деятельности я использую такую схему воспитания у учащихся увлечения учебным предметом: 1-я стадия – от любопытства к удивлению; 2-я – от удивления к активной любознательности и стремлению узнать; 3-я – к прочному знанию и научному поиску.

При первой же встрече школьников с физикой как учебной дисциплиной я добиваюсь максимально возможного эмоционального всплеска, т.к. с ним прочно связаны не только интерес к предмету и качество усвоения знаний, но и нравственное становление личности учеников.

На первом этапе курса физики (7–8-й класс) мною выделяется на некоторых уроках время (5-7 мин.) для непродолжительных бесед на темы, не предусмотренные программой, но имеющие связь с изучаемым материалом. На этих беседах можно говорить об отдельных этапах жизни и деятельности ученых, успехах в развитии науки и техники, причем беседу нужно проводить эмоционально. Для развития познавательной компетентности учащихся на своих уроках я часто использую художественную и научно-популярную литературу телевизионных научно-популярных передач (тележурнал «Галилео» - телеканал «СТС», передача «ACADEMIA» – телеканал «Культура» и т.д.), в процессе обучения. Это оживляет урок и способствует активизации познавательной деятельности учащихся, закреплению и углублению получаемых ими знаний, созданию целостного представления об окружающем мире и, что тоже важно, развивает у них потребность в чтении. Этот прием позволяет легко войти в контакт с учащимися, вызвать их расположение, ярко и образно преподнести изучаемый материал, что способствует его усвоению. Приведу несколько примеров. При изучении с семиклассниками темы о равнодействующей силе разбираю басню Крылова «Лебедь, рак и щука», пытаясь выяснить, был ли прав автор с точки зрения физики, утверждая, что «воз и ныне там»; можно попросить ребят прокомментировать с точки зрения физики такие шуточные слова: «Ехала деревня мимо мужика» и др.

Активизировать познавательную деятельность учащихся, несомненно, можно и с помощью эксперимента. В лаборатории моего кабинета физики имеется всё необходимое оборудование для проведения, как фронтальных экспериментов, так и для проведения лабораторных работ, что в немалой степени содействует привитию у учащихся навыков экспериментаторов. Большое внимание уделяю решению экспериментальных задач на разных этапах урока и с различной целью при постановке проблемы, закреплений знаний, проверке усвоения теоретического материала. Экспериментальные задачи включаю и в домашние задания. Задавая эксперимент на дом, тем самым обучаю школьников умению самостоятельно пополнять знания. Это способствует осознанному изучению курса, воспитывает самостоятельность и находчивость, развивает индивидуальные творческие способности, мыслительную деятельность, интерес к предмету Благодаря этой работе ученики дома могут создавать учебно-исследовательские проекты. Так ученик 11 класса (2008г) стал участником КБ ТРИЗ и отлично защитил учебно-исследовательский проект «Ходовая модель автомобиля». Ученицы 8 класса создали исследовательский проект «Физика и кошка», защиту проекта они представили в форме презентации.

Работе над исследовательскими проектами мои ученики начинают с мини проектов. Например, после изучения темы взаимодействие молекул в 7 классе я предлагаю выполнить дома небольшое исследование на смачивание различных материалов. Часто на уроках физики ребятам предлагаю изобретательские, исследовательские задачи, задачи-открытия, задачи с недостатком и избытком данных. Создаю картотеку этих задач. Стараюсь предложить ребятам творческие задания, такие как: 1) определение закономерностей по предложенным фактам; 2) исправление ошибок; 3) сравнение; 4) установление причин явлений; 5) составление плана изучения или исследование системы; 6) решение противоречий и др. Ребятам нравятся такие задачи. Вот некоторые из них:

Пример 1.

Оценить проект Сирано Де Бержерака "Как достичь Луны" (Э.Ростан "Сирано Де Бержерак").

Я изобрел шесть средств:

Подняться в мир планет!

Сесть на железный круг

И, взяв большой магнит,

Его забросить вверх высоко,

Докуда будет видеть око,

Он за собой железо приманит, - Вот средство верное! А лишь он вас притянет, Схватить его и бросить вверх опять, - Так поднимать он бесконечно станет!

Пример 2.

Пусть каждый ученик вашего класса — молекула, а все вы вместе — скопление молекул. Что напоминает это скопление — газ, жидкость, твердое тело? Почему? Покажите, как расположены и ведут себя молекулы в газе, в жидкости, в твердом теле? (7 класс).

Представьте, что каждый из Вас – проводник. Создайте электрическую цепь из последовательно (параллельно) соединенных проводников. (8 класс).

Пример 3.

Найдите вес воздуха в Вашей комнате, его массу (экспериментальная задача, 7 класс).

Для реализации активного участия в уроке каждого ученика, повышения авторитета знаний и индивидуальной ответственности школьников за результаты своего труда, для формирования коммуникативной и самоорганизационной компетентностей применяю в своей практике технологию игровых форм обучения. Основываясь на классификации игр, предложенной Е.А Борздовой и Т.Ю Герасимовой, а также основных требований к разработке сценариев и предметного содержания игры, мною были разработаны и проведены обучающие, контролирующие и обобщающие игры, которые оформлены как “Игра – путешествия в сельхозпроизводство”, для учащихся 8 класса по теме “Тепловые явления”, игра "Звездный час" по теме “Давление” и “Скорость. Путь. Расстояние” для 7-миклассников.

В работе по формированию навыков решения задач учащиеся используют ресурсы кабинета (справочную литературу, наглядные пособия, компьютер). В целях развития навыков исследовательской деятельности обучаю ребят нетрадиционному способу решения сложных физических задач, в основу которого заложено выделение в задаче элементов исследования. И как показывает практика, сложные задачи решают только те учащиеся, которые обладают в совершенстве навыками мыслительной деятельности, представляя задачу в новых условиях. Знания, приобретенные в результате собственного поиска – основа для получения новых знаний. Разработанная мной методика решения задач помогает многим учащимся выйти на более высокий уровень усвоения знаний. Данную методику я применяю в урочной деятельности, на факультативных занятиях по предмету (тема ИГЗ «Практикум абитуриента» при подготовке к ЕГЭ, и на занятиях»). Особое внимание уделяю подбору творческих заданий, выполнение которых требует от учащихся дополнительных знаний, и не только из области физики. И это даёт свой результат каждый год на районной олимпиаде по физике мои ученики входят в число победителей (см. таблицу приложения). Творческие задания, прежде всего, повышают интерес к предмету, развивают практическую направленность предмета, активизируют познавательную деятельность и систематизируют знания в комплексе с другими предметами. При выполнении таких заданий формируются информационные компетенции учащихся, поскольку при этом учащиеся используют дополнительные источники информации, в том числе, и информационно-коммуникационные. По результатам выполнения творческих заданий выявляется группа исследователей. Этих ребят я знакомлю с критериями проектной и исследовательской деятельности, обучаю правилам написания проектов и научно-исследовательских работ. Учащимися строю на взаимном доверии и уважении (педагогика сотрудничества). Учащихся-исследователей я включаю в программу работы с одаренными детьми «Нам тайны нераскрытые раскрыть пора». Уроки-семинары, уроки-конференции, нетрадиционная форма зачета «Физический бой» позволяют учащимся продемонстрировать полученные практические и теоретические знания. Отношения с учащимися строю на взаимном доверии и уважении.

Анализ результатов моей деятельности свидетельствует о том, что предложенная система работы по формированию познавательных компетентности учащихся дает серьезные результаты:

·          повышение креативного потенциала учащихся (от индивидуальных творческих работ к компьютерной презентации авторских проектов);

·          рост познавательного интереса (желание участвовать не только в школьных олимпиадах, но и в различных конкурсах, научно-практических конференциях);

·          участие в конкурсах и Интернет - проектах;

·          успешная социализация выпускников: ежегодное поступление в ВУЗы на специальности физико-математического цикла;

·          участие в региональных конкурсах творческих и исследовательских работ детского и юношеского творчества»;

·          призовые места в районных олимпиадах по предмету;

·          71 балл – максимальный результат итоговой аттестации в форме ЕГЭ;

·          положительная динамика учебных достижений (с 57% качества до 62%).

 

 

rezult_fizik.png

 


Распространение опыта, представление методической системы проводилось через:

·                муниципальную стажёрскую площадку;

·                мастер-классы для педагогов района;

·                практико-ориентированный семинар в рамках РМО;

·                выступление на заседании круглого стола.

О перспективности распространения опыта свидетельствует интерес, который проявляют к нему коллеги. Моя методическая система привлекла внимание и опытных и молодых учителей, которые начинают активно использовать элементы представленной технологии на уроках физики.

Публикации учителя по теме опыта:

1.       Организация научно-познавательной, проектной, творческой и исследовательской деятельности учащихся.

2.       Технология проблемного диалога как средство нахождения самостоятельного решения проблемной ситуации.