Главная >> Методическая служба >> Методический калейдоскоп >> В помощь учителю >> Методические приемы, повышающие уровень подготовленности учащихся при тематическом оценивании знаний

Баннер

Баннер

Warning: mysql_query() [function.mysql-query]: Unable to save result set in /var/www/apache2/html/site_roo/includes/database/database/database.php on line 319
Методические приемы, повышающие уровень подготовленности учащихся при тематическом оценивании знанийПечатьE-mail
26:11:2011 г.

В числе проблем, стоящих сегодня перед современной школой, важное место занимает перестройка системы проверки, оценки и учета успеваемости школьников.

Особенно это важно в современных условиях перестройки школы на новый подход при подготовке учащихся к выпускным экзаменам, которые в нынешней ситуации становятся не только выпускными, но и вступительными в высшие учебные заведения.

Перед многими поколениями учителей становилась нелегкая задача учета знаний, где были и свои находки в оценивании знаний, и недочеты. Но как бы, ни было, учет знаний всегда был, есть и будет существенным моментом процесса обучения, так как учителю необходимо ориентироваться в успешности обучаемых им учащихся, вовремя исправлять неточности в понимании изучаемых тем, скоординировав свои действия на уроках.

В большинстве случаев учет успеваемости выражается в отрыве оценок текущего учета от реального процесса усвоения знаний. Оценки, которые выставляются в классный журнал, приобретают абстрактный характер. И тогда совсем становится непонятным, забытым и учеником, и учителем за какие знания была выставлена конкретная оценка. Неудовлетворительные оценки затем могут «закрываться» другими положительными оценками. При этом забывается особенно важный момент о том, что все равно предыдущая тема изучена недостаточно хорошо, у ученика формируются пробелы в знаниях, которые могут существенно повлиять на изучение других тем, которые будут основывать на ранее усвоенном материале. Таким образом, можно столкнуться с эффектом «снежного кома», который разрастается с дальнейшим движением, то есть из-за недочетов в знании разделов по одной теме можно получить проблемы в освоении и других тем.

Такая ситуация не мобилизует учащихся на систематическую работу, а ориентирует лишь их на «добывание» оценок в данный момент. После этого ученики, как правило, отрешаются от хода учебной деятельности до того момента, когда учитель их снова должен будет оценить по данному предмету.

Такая ситуация в нынешних условиях не должна существовать, так как учет знаний при написании Единого Государственного экзамена предполагает высокие знания по всему курсу изучаемой науки, будь то изучение особенностей растений в курсе 6 класса, или особенностей наследственности и изменчивости, изучаемой в курсе биологии в 10 классе.

Сейчас, скорее всего, на первом месте стоят и проблема объективности учета успеваемости учащихся, и конкретизация учета знаний, а особенно - индивидуализации учебного процесса, следовательно, приведение состояния знаний учащихся в соответствие с требованиями, которым они должны соответствовать при прохождении экзамена по предметам в форме ЕГЭ.

С этой целью необходимо, на наш взгляд, заменить нынешнюю систему накопления текущих оценок системой тематического учета успеваемости.

Тематический учет успеваемости предполагает не только итоговую проверку знаний учащихся по той или иной теме, но и общую подчиненность текущей проверки контролю усвоения учащимися знаний по темам (разделам) программы. Ежеурочно мы выполняем определенную работу по усвоению части изучаемой темы. Пошаговое изучение материала делает его более простым, и поэтому, контролируя его так же часто, как мы делаем новые шаги в изучении большой темы, помогает понять всю тему в ее логической последовательности, во всех взаимосвязях и особенностях.

Каждая оценка выставляется за знание конкретного учебного материала, который проверяет и оценивает учитель в определенное время обучения.

С этой целью необходимо, на наш взгляд, необходимо продумывать и использовать такую систему учета знаний, где на одном учетном листе можно было бы увидеть и проконтролировать и теоретические успехи каждого из детей, и развитие практических умений и навыков как в выполнении тестирования, так и практикумов.

Нами предлагается использовать учетный лист, где будет отражаться общая динамика учебного процесса, как мы выполняем это ежедневно, но при этом будет видна динамика активности при работе каждого ученика, его успехи в освоении теоретического материала, в выполнении практических заданий, решения тестов.

Учетный лист (лист журнала учителя) представляет собой графы на листах в клетку, которые заранее расчерчиваются таким образом, чтобы напротив каждой фамилии были клетки размером в 1 квадратный сантиметр. Такая графа имеет 4 клетки, которые можно использовать для учета разных форм проверки знаний.

Заранее для себя надо определить, что в верхней левой клетке – оценивается устный развернутый ответ по теме урока, а в верхней правой - работа по выполнению тестов. В нижнем левом углу – место для выставления оценок по практическим и лабораторным занятиям. В нижнем правом углу – работа по тематическим карточкам. Такое распределение для выставления оценок учитель может сделать и по своему пониманию.

Таким образом, рассматривая этот учетный лист, мы можем более индивидуально подходить к процессу организации форм контроля за знаниями как письменного (тестирование, работа по карточке), так и устного (полный ответ на поставленный вопрос по домашнему заданию; при работе фронтально с использованием эвристических задач).

В ходе изучения материала темы учитель организует текущую фронтальную проверку знаний учащихся, дополняет их, выявляет отдельные погрешности, корректирует. Итоги такого предварительного контроля не оформляются оценочными баллами, т. е. следует полностью отказаться от так называемых текущих оценок, которые зачастую имеют случайный характер.

Однако, чтобы не упустить сведений о качестве проделанной работы в разных направлениях, можно и нужно выставлять не итоговые, а как бы промежуточные оценки, стимулирующие ребенка доработать тему до определенного уровня. Для этого можно тоже использовать систему символов – выставления оценок в каждой клетке по такой же методике - оценка «2» выставляется в верхнем левом углу клеточки, оценка «3» выставляется в нижнем левом углу, оценка «4» имеет свое место в нижнем правом углу, а пятерка, соответственно, в верхнем правом углу.

И учитель, и ученик, и его родители должны четко знать, за что выставлена каждая оценка и что следует доработать. Доработка может проводиться как на уроке во время опроса (ученик получает индивидуальное задание по карточке) или во внеурочное время при дополнительных занятиях.

Итоговые оценки в журнал выставляются за проверку основных знаний, умений и навыков, которые выявляются в ходе специальных опросов. Они заносятся в графы, соответствующие урокам, на которых изучался этот материал (независимо от даты проверки). Например, на одном уроке школьнику могут быть предложены для работы 2 карточки с заданиями, включающими материал, изучавшийся на разных занятиях (по внешнему и внутреннему строению животных). За эту работу ученик получает две оценки, каждая из которых заносится в соответствующую графу журнала. Если в ходе проверки выяснилось, что кто-то из учащихся не усвоил материал темы и получил неудовлетворительные оценки (или пропустил занятия по тем или иным причинам), то ему оказывается необходимая помощь со стороны учителя или хорошо успевающих ребят и определяется повторный срок проверки знаний по теме.

Если же ученик ранее имел оценку, которая его мало удовлетворила, и он данную тему пересдавал, то при выставлении итоговой оценки рядом все равно остается точка, дающая информацию, как быстро и с каким успехом учащийся усваивает учебный материал.

При таком порядке ведения учета видно, знания каких учащихся ее не проверены и по каким вопросам, у кого и за какие темы имеются неудовлетворительные оценки, как дети ответственно относятся к своему учебному труду.

Таким образом, по одной теме ученик должен иметь несколько оценок, при этом решающей считается последняя, та, которая отражает конечный результат учебной работы учащегося над темой и выставляется на основании проверки знаний на итоговом уроке. Не рекомендуется выставлять тематические оценки как среднеарифметический балл по итогам текущих оценок. Она должна отражать реальные результаты учебной работы.

Таким образом, использование в проверке и учете знаний учащихся тематического подхода — это не просто накопляемость оценок по темам, а одно из основных требований к организации процесса обучения. Именно такая организация оценивания придает уверенности ученику и учителю, что при выполнении заданий на экзамене в форме ЕГЭ будет минимальное количество ошибок. Следовательно, и результат экзамена будет выше.

Тематический учет нельзя сразу начать с чистого листа. Подготовка к осуществлению тематического учета успеваемости должна начинаться с определения наиболее существенных узловых моментов в программном материале каждой темы. Эта работа уже частично выполнена и отражена в школьных государственных программах в разделе «Основные требования к знаниям и умениям учащихся».

Однако, если придерживаться этих рекомендаций и требовать от школьников усвоения знаний в полном объеме, то учитель заведомо потерпит неудачу, так как максимальные требования приведут к заметной перегрузке относительно более слабых учащихся. Эго не повысит, а понизит желание многих ребят учиться.

Выход из данной ситуации сегодня в том, что существует несколько уровней подготовленности детей по предмету. Сегодня педагогическая наука имеет список требований для базового уровня биологической (и по другим предметам) подготовки, обязательного для каждого ученика школы. Такой уровень является нижней границей требований к знаниям, умениям и навыкам школьников. В профильных же классах необходимо определять и более высокий уровень знаний, умений, навыков.

Но учитель вынужден сам проводить логико-структурный анализ материала всех разделов учебной программы, каждой темы, урока; определить, какие элементы знаний должны обязательно усвоить ученики. Используя весь арсенал традиционных и новых форм и методов обучения, продумать методику изучения материала по темам, что приведет более высоким результатам в учебной работе.

Введение тематического учета знаний потребует от учителя более серьезного, внимательного, творческого отношения к проверке и оцениванию знаний и умений школьников: использования устного индивидуального и фронтального опросов, программированной проверки, системы письменных заданий и вопросов разного уровня сложности (в том числе и творческого характера); проведения практических и лабораторных работ и т. д.

Ученики же перед изучением каждой темы, да и каждого урока должны знать, какие термины, какие законы и причинно - следственные отношения должны быть ими освоены для успешного ответа на поставленные учителем вопросы и задания.

Перечень таковых требований можно дать заранее в электронном виде (если у большинства учащихся имеются домашние ПК), вывесить эти требования их на информационном стенде.

Введение тематического контроля обеспечивает одновременно и систематичность проверки, что в свою очередь способствует повышению объективности оценок.

Выявление полной картины усвоения учебного материала дает учителю возможность при необходимости корректировать знания учащихся, устранять имеющиеся ошибки и пробелы. Объектом проверки должны стать не только знания и умения биологического характера, но и общеучебные навыки, в том числе навыки самостоятельной познавательной деятельности.

При организованной системе тематического учета успеваемости происходит перестройка в психологии восприятия учащимися оценок. Уже в классах среднего звена они начинают понимать, что нужно не «бороться» за оценки, а систематически работать. Оценочные баллы должны быть только показателями этой работы, они не «кнут» и не «пряник», а объективные информаторы.

Коренным образом меняется отношение учителя, ученика и их родителей к двойке. Эта оценка становится не поводом для расстройств ученика и недовольства родителей, снижения заинтересованности в учебе, а наоборот, стимулирует ребенка в преодолении трудностей, развивает настойчивость, уверенность в своих силах, мобилизует на спокойную добросовестную систематическую работу.