Главная >> Методическая служба >> Методический калейдоскоп >> Из опыта работы >> Информатика >> Урок. Информатика. История ЭВМ. 9 класс

Баннер

Баннер

Warning: mysql_query() [function.mysql-query]: Unable to save result set in /var/www/apache2/html/site_roo/includes/database/database/database.php on line 319
Урок. Информатика. История ЭВМ. 9 классПечатьE-mail
24:11:2011 г.

Разработан учителем информатики МОУ «Шарлыкская средняя школа №1» Обуховой Мариной Семёновной

Аннотация

За неделю до урока некоторым учащимся было дано опережающее задание: посетить сайты: http://schools.keldysh.ru/sch444 и http://www.computer-museum.ru; подготовить сообщения в форме презентации о первых шагах в истории ЭВМ, о Б. Паскале, о Г. В. Лейбнице.

Изучение материала происходит с использованием ресурсов Интернета. На тех же сайтах ребята изучают жизнь и деятельность Сергея Алексеевича Лебедева. А также события, фамилии и даты, относящиеся к 19 – началу 20, заполняя карточку – «Хроника событий». В конце урока проводится фронтальный опрос.

Урок позволяет познакомить учащихся с основными событиями, открытиями, изобретениями, связанными с развитием вычислительной техники, усвоить основные этапы развития ЭВМ, знать о жизни и деятельности людей, имеющих отношение к созданию ЭВМ. Обратить внимание на развитие отечественной вычислительной техники.

Продолжительность: 45 мин

Класс: 9 общеобразовательный

Цели уроков:

  • обучающая: Используя ресурсы Интернет, познакомить учащихся с основными событиями, открытиями, изобретениями, связанными с развитием вычислительной техники, усвоить основные этапы развития ЭВМ, знать о жизни и деятельности людей, имеющих отношение к созданию ЭВМ. Обратить внимание на развитие отечественной вычислительной техники.
  • воспитательная: воспитывать чувство уверенности у учащихся, желание самому получить результат поиска; воспитание чувства гордости за свой народ.
  • развивающая: способствовать расширению кругозора учащихся, повышению их интеллекта.

Оборудование, ТСО, дидактические материалы к уроку:

1.      ПК

2.      Интернет

3.      Карточки – «Хроника событий», «Вехи жизни».

4.      Презентации

5.      Мультимедиапроектор

6.      Локальная сеть

Подготовка к уроку. За неделю до урока учащимся даётся опережающее задание:

1.      Посетить сайты: http://schools.keldysh.ru/sch444и http://www.computer-museum.ru

2.      Подготовить отчет в форме презентации.

a.       1 ученик готовит сообщение о первых шагах.

b.       2 ученик готовит сообщение о Б. Паскале.

c.       3 ученик готовит сообщение о Г. В. Лейбнице и его исследованиях.

Тип урока

Урок изучения нового материла с использование ресурсов Интернет.

Ход урока.

1. Организационный момент.

1. Объявление темы, целей урока, организация учебно-познавательной деятельности учащихся. Используем презентацию «История ЭВМ» (см. приложения). Раздаем карточки- «Хроника событий», «Вехи жизни», которые надо заполнить в течение урока (см. приложения).

2. Изучение нового материала.

Учитель:

«История ЭВМ». Это один из тех вопросов, который не очень интересно просто слушать на уроке. Хорошо бы ёще и видеть иллюстрированный материал, тогда будет интересно.

Многие считают, что «биографии» механических счетных машин ведутся от Блеза Паскаля. В 1645 году он создал – «Паскалину».

А что же предшествовало «Паскалине» и что это за машина? И кое–что о её создателе мы услышим из сообщений 1 ученика и 2 ученика (текс сообщений и презентации к ним см. приложения).

Учащиеся работают на местах. Заполняют карточку – «Хроника событий».

Через четверть века (1673 г.) великий немецкий ученый Готфрид Вильгельм Лейбниц впервые предложил счетную машину «арифмометр», выполняющую все арифметические действия. Чтобы посчитать на такой машине, человек должен сам выбирать порядок действий, всю логику вычислений.

Подробнее о жизни и деятельности Лейбница узнаем из сообщения 3 ученика (текс сообщения и презентация к нему см. приложения).

А теперь обратимся к http://schools.keldysh.ru/sch444 и посмотрим, какие события, фамилии и даты, относящиеся к 19 – началу 20 в., на ваш взгляд, заслуживают внимания.

Продолжаем заполнять карточку – «Хроника событий».

Обратите внимание на следующие фамилии: Чарльз Беббидж, Виктор Яковлевич Буняковский, Пафнутий Львович Чебышев, Вильгодт Теофилович Однер, Герман Холлерит.

Германом Холлеритом в 1888 году была сконструирована первая счетная машина, использующая электрические реле, и уже в 1890 году применялась при переписи населения США. Эта машина называлась табулятором. Релейные машины довольно долго находились в эксплуатации, несмотря на появление электронных.

Первой ЭВМ принято считать машину ЭНИАК, разработанную в Пенсильванском университете в США Джоном Мочли и Преспером Экертом. Она была введена в строй 15 февраля 1946 года, имела автоматическое программное управление, но внутреннее запоминающее устройство для хранения команд у нее отсутствовало. Используем презентацию «История ЭВМ».

Первой ЭВМ, обладающей всеми компонентами современных машин, была английская машина ЭДСАК, построенная в Кембриджском университете в 1949 году. На ней впервые был реализован принцип «хранимой программы», сформулированный в 1945-46 г.г. американским математиком Джоном фон Нейманом (1903-1957).

Работы в области вычислительной техники в нашей стране начались в небольшом местечке под Киевом, в Феофании, под руководством Сергея Алексеевича Лебедева.

О жизни и деятельности Сергея Алексеевича Лебедева см. http://www.computer-museum.ru(Галерея славы>Отечественные учёные и инженеры>Лебедев С.А.).

Заполняем карточку – «Вехи жизни» (см приложения).

О дальнейшей истории развития ЭВМ в нашей стране мы будем говорить, деля ЭВМ на поколения. Это деление, строго говоря, условно. Большинство специалистов выделяют 5 основных поколений, разделяя их по элементной базе.

К машинам I поколения (50-60гг) относят ЭВМ, основным элементом которых служила электронная лампа. Машины этого поколения были очень громоздкими. Например, вес машины ЭНИАК составлял 30 тонн, занимала площадь 170 кв.м, содержала 18 000 электронных ламп, производила 5000 операций сложения в секунду. Примером машин этого поколения из числа отечественных могут служить «Урал-1»-«Урал-4», созданный в г. Пензе под руководством Радишевского; серия «Минск», созданная коллективом под руководством Пржиелковского; «Раздан» - в Ереване, Саркисян. Рекоржсменом ЭВМ этого поколения была ЭВМ «М-20», созданная под руководством С.А.Лебедева. Она могла выполнять почти 20 тыс. операций в секунду.

Ко II поколению (60-65гг.) относятся машины, элементная база которых - полупроводниковые транзисторы. В 32 раза возрос объем памяти у этих машин и в 10 раз увеличилось быстродействие. Эти машины не требовали огромного количества электроэнергии, уменьшились их размеры и масса. Названия серий сохранились, менялись лишь их порядковые номера. Особо следует сказать об ЭВМ «Мир» и ее создателе Викторе Михайловиче Глушкове. В 28 лет он был кандидатом математических наук, а в 34 - уже академиком. За работу в области создания ЭВМ он был удостоен Ленинской и Государственной премий, звания Героя Социалистического труда. Им опубликовано более 400 работ по различным аспектам кибернетики и вычислительной техники, многие из них получили мировое признание.

На рубеже 70-х годов в Советском Союзе был освоен выпуск интегральных микросхем, которые и стали сердцем машин III поколения. Скорость работы этих машин достигла миллиона операций в секунду. Первая серийная машина этого поколения «Наири» была создана в 1970 г. Под руководством Г.Е. Овсесяна. В эти годы была создана ЕС ЭВМ-единая система ЭВМ. Она представляет собой семейство программно-совместимых машин, построенных на единой элементной базе, на единой конструктивно-технологической основе, с единой структурой, единой системой математического обеспечения, единым унифицированным набором внешних устройств.

На пороге 80-х годов развитие микроэлектроники позволило наладить серийный выпуск больших интегральных схем (БИС), что и послужило элементной базой машин IV поколения. Быстродействие машин этого поколения достигает 10-12 млн. операций в секунду. Примером может служить вычислительный комплекс ИЛЛИАК-IV.

В последнее десятилетие появились машины V поколения. Задача миниатюризации решается с помощью чипов (от англ. слова chip-стружка, тонкий волос). Налажен промышленный выпуск чипов величиной в 1,5 м2, которые содержат более миллиона транзисторов. Их называют суперчипами, они возвещают о рождении супермикроэлектроники - интегральных схем размером меньше микрона, обладающих огромными вычислительными и логическими возможностями.

3. Фронтальный опрос.

1. Как называлось первое счетное устройство?

2. Когда был создан первый в мире компьютер и как он назывался? Кто его авторы?

3. Когда был создан первый отечественный компьютер и как он назывался? Кто его авторы?

4. Каким образом разделены поколения ЭВМ по временным рамкам и элементарной базе (т.е. какие элементы использовались при изготовлении ЭВМ в разное время)?

5. Когда был создан первый персональный компьютер?

6. Кто разработал "Аналитическую машину"?

7. Кто является первым программистом?

8. Кто разработал первую механическую счетную машину?

9. Кто из русских ученых участвовал в разработке арифмометров?

4. Итоги.

5. Задание на дом: § 50, «Хроника событий», «Вехи жизни», записи в тетради.

Использованы материалы:

1.      http://schools.keldysh.ru/sch444, http://www.computer-museum.ru.

2.      Информатика. Базовый курс. 7 - 9 классы/ И.Г.Семакин, Л.А.Залогова, С.В. Шестакова. - 2-е изд., испр. и доп. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2004. – 390 с.

 

Скачать: Приложения